Мы разобрались с мужским и женским типом восприятия, но это не всё. На восприятие цвета влияет множество факторов.
- Пол человека.
- Культурный багаж и насмотренность.
- Культурный код и код привычной местности.
- Психоэмоциональное состояние.
- Ассоциации поколений.
- Личные положительные и отрицательные ассоциации.
- Сам цвет и его влияние на человека.
Все эти факторы мы разбираем на курсе «Цвет как оружие» и после его окончания вопросов, какие цвета уместны и для какой ситуации, у студентов не возникает. Но это область нейробиологии и психологии цветовосприятия, поэтому сейчас тезисно и без объяснений разберем то, что имеет косвенное отношение к колористике.
КУЛЬТУРНЫЙ БАГАЖ
- Чем больше человек в своей жизни видел (путешествовал по миру, ходил в музеи, знаком с классической живописью, осмысленно работал с цветом) и чем шире его кругозор, тем лучше он различает цвета и более сложные оттенки предпочитает.
- Чем хуже насмотренность и меньше человек видел, тем более простые цвета ему нравятся, а сложные воспринимает в негативном контексте.
Например, он не способен оценить красоту и многогранность пыльно розовых оттенков, для него они все будут грязно – поросячьими, сложные оттенки серого с теплым подтоном буду «цветами грязи».
В подборке первый интерьер спальни скорее всего вдохновит человека с хорошей насмотренностью, он заметит разнообразие оттенков голубого на различных поверхностях, сможет оценить их игру, подсознательно просчитать связи, уловит безмятежность в лице девушки с картины, попробует угадать она улыбается или нет, наклонит голову вбок.
У человека с низкой насмотренностью данный интерьер вызовет недоумение, поскольку его ассоциативного ряда хватит только на то, чтобы заметить плесень на потолке и «дохлую бабу» на обшарпанной стене.
Фактор насмотренности стоит учитывать, когда вы будете при разработке очередного проекта отвечать себе на вопрос «Для кого я это делаю?».